А тут ещё шикарно подфартило, иии - не люблю, когда меня долго просят))) - я уже прыгаю в автобус и через жалкие одиннадцать часов [в духоте, с включенной печкой!!] оказываюсь в пригороде Самары, на грандиозном однодневном фестивале.
Состав групп, чтобы вы сразу же пустили слюньку:
Блок молоизвестных-молодых:
- Дайте 2
- Что ещё
- Море
- F.P.G.
- Мордор
- Таня Зыкина
Основной состав:
- Чайф
- Аквариум
- Ария
- Чиж и Ко совместно с Кеном Хэнсли
- Воскресенье
- ДДТ
- Вячеслав Бутусов, Ю-Питер и симф. оркестр Самарской филармонии
- Сплин
- КиШ
- Агата Кристи
- Апокалиптика
- Алиса
страшно длинный черновой отчёт про фест, для памяти.
Началось действо ровно в указанное время 11:00, и - что крайне удивительно для таких мероприятий - до самого окончания не было ни одного сбоя графика, ни один из выступающих не менялся местами и отличие по времени выступлений от программки составляло не более плюс-минус 10 минут. Единственным исключением, впрочем, для меня приятным, оказалось появление в списке участников Тани Зыкиной, ранее на сайте не заявленной.
День выдался. Жара с самого утра, днём, со слов очевидцев до +36 и ни единого облачка. Это к опросу об условиях, тяжело, да, но стоит, если реально стоит.
Ну, и погнали коротенечко по списку)
* Дайте два - очень экспрессивная солистка Людмила Махова ["тёща"]. Манера исполнения и общая стилистика коллектива слегка напомнила "блондинку Ксю", т.е. этакий русский пост-панк, не моя тема в общем, но выступление яркое, заводное, а песни, возможно, я просто не расслушал - они выступали первыми и вокал почти плностью заглушался инструментами, слов было трудно разобрать даже в двух метрах от сцены.
Прошёл слух, что К.Кинчев, как один из организаторов феста, лично отбирал и приглашал молодые группы. На конфе Людмила рассказала о его телефонном звонке и данных им советах: «Не отдыхать, не расслабляться, вести ЗОЖ и самосовершенствоваться, а также несколько узкоспециальных вещей», которые девушка предпочла оставить при себе. Альбом группа намеревается выпустить к 20 ноября, к дню рождения солистки и басиста;
* Что ещё - целиком и полностью пропустил(, тусуясь на пресс-конфе. Я пытался определить для себя подходящий режим работы, чтобы увидеть побольше и при этом не умереть). Тех.перерывы были максимально сжатыми, к пущей радости зрителей и большому напрягу для журналистов, которые бегали сивками-бурками вещими каурками, пытаясь зацепить и выступление, и интервью, но я, разумеется, не жалуюсь)));
* Море - единственный местный, т.е. самарский коллектив. Ну, да, сыграли что-то, дома и стены помогают). Из конфы:
- Как вы относитесь к тому, что ваш клип был в ротации MTV, Муз-ТВ?
- Нам все равно)
…
- А вы «море» чего?
- Чего? /не въехал/
- Ну, да.
- Ааа. Море… энергии, эмоций.
…
- Почему именно ваш коллектив выступил на этой сцене от города Самара?
- Чистый менеджмент
…
- Какую из выступающих здесь групп вы для себя выделяете?
- БГ, кроме последних двух… десятков альбомов./бггг-ржут-берут себя в руки-отмазываются/ БГ стал интереснее, чем его музыка.
…
- И лозунга «Sex, drugs and rock-n-roll» - что вы выбираете?
- Всё! У меня есть немного с собой.)
- Чего?
- Всего.
* F.P.G. - нижегородские панки, широко известные в узких кругах. Во всяком случае Михаил Горшенев [КиШ] на своей конфе в вопросе о новых группах недоуменно и даже с некоторой обидой несколько раз повторил: «F.P.G. – не «новая» группа, ребяты давно играют». Комментировать опять же, не могу, панк. Выступили хорошо, «зажгли» в буквальном смысле: на их сете впервые были задействованы «огнемашины», периодически извергавшие столпы пламени или фейерверки.
* «Мордор» - пресс-секретарь группы активно пиарила и раздавала релизы, намекая на нечто невероятное. Ну-ну. Четверка парней в фэнтези-костюмах и с разрисованными лицами. Навскидку: тексты и подача «КиШ», музыка – явный металл, а-ля ранняя «Ария», так что поклонникам подобных гремучих смесей должно понравиться.
Ведущими первой части феста были Василий Уткин и Настя Мыскина, которые перемежали вялые подводки Васи и скромные улыбки Насти с видеороликами на патриотические темы побед России. И вот следующую исполнительницу представили, как «певицу с удивительно русской фамилией».
* Таня Зыкина. В голубой футболке и синих джинсах, с забавно собранными в хвост-петлю волосами. Выскочила, спела наиболее «забойные» и ротируемые песни из своего репертуара: «Ты-то кто», «Я сдала его», «Все одно», «Водопадами». Выступление длилось от силы минут 15, но за это время Таня продемонстрировала действительно сильный и красивый голос, хочется отметить вокал, потому что на фоне предыдущих групп, именно он бросался в уши)
Очень понравилось её поведение на конфе, не даром она работала на радио: Татьяна говорит грамотно, складно, быстро, много и, что немаловажно, по делу. Мечта интервьюера. Безусловно, чувствуется подготовка от именитого продюсера [Кушнир] по проработанным и четким ответам на каверзные вопросы.
Для меня бальзамом стал этот ответ:
- Как вы относитесь к тому, что вас сравнивают с Земфирой? Может быть, есть смежные темы в творчестве, не более.
- Мне это не приятно, как и любое сравнение. Мы не похожи.
- А вы собираетесь как-либо менять, чтобы сходства было меньше?
- Нет, пусть идёт, как идёт.
…
- Какую нишу вы бы хотели занять?
- Я хочу играть красивую музыку с содержательными текстами. Слова в песне – это 60%, ещё 40 – все остальное.
…
- Участие в фестивале это маркетинг продюсера или ваше личное желание?
- Стечение обстоятельств.
* Чайф. Что можно сказать про Чайфов? Что они море позитива, «живчики», зажигательные и веселые артисты, авторы бессмертных хитов, которые поют без запинки как вдвоем, так и стотысячной толпой? Да, да и миллион раз «да»!!! Пели старое-любимое: «Шаляй-валяй», «ой-ё», «В её глазах», «Пусть все будет так, как ты захочешь». На «Оранжевое настроение» Шахрин нацепил приспособу и лабал одновременно на губной гармошке и гитаре) А гвоздем сета стал присоединившийся к ним на исполнение завершающей песни Борис Борисыч Гребенщиков и объединенными усилиями над полем разносились символичные строки: «Где та молодая шпана, что сотрет нас с лица земли?»
Бегом на конфу. Шахрин и Бегунов – ещё один пример крепкой многолетней дружбы, кто как, а я любовался их общением. Коротенечко:
- Вы следите за молодыми группами?
- Мы в свободной стране живем, зачем нам за ними следить (ВБ)
- Кому мне надо сказать спасибо, что мне не надо красить морду (ВШ) /видимо, намек на «Мордор»)/
…
- Как относитесь к сегодняшнему празднику, дню России?
- Отличный праздник, отличный выходной (ВБ)
…
- Как вам погода?
- Мы с Урала. Урал – это очень жарко летом, и очень холодно зимой, и редко бывает «хорошо», но нам «ниче». (ВБ)
...
- Вы не собираетесь издать сборник стихов, как Шевчук?
- Не хочу как Шевчук. /ВШ, оч.резко и с выражением/
- Вованыч /Бегунов про Шахрина/ написал книгу. Он вообще молодец, но скромный. И я хочу сказать, что я бы хотел иметь сборник твоих стихов у себя.
- Мы же выпустили, сборник. (ВШ, смущаясь)
- Нуу, там кроме тебя ещё шобла всякая.
…
Спросили про выступление с БГ.
- Я подошел и сказал, что буду петь эту песню, предложил присоединиться, Борис Борисыч согласился. Для меня он был величиной, когда мне было 20 и остается ею сейчас.
…
Уплыли в сторону религии.
- Религия – нужна тем, кому нужен посредник между собой и совестью.
* Аквариум из хитов играли «Послезавтра» [«сегодня я прощаюсь, послезавтра я опять буду здесь»], «Она может двигать собой» [Мама, что мы будем делать, Когда она двинет собой?], но в более плавных аранжировках, много чистого инструментала. В целом сет создал умиротворяющую и релаксирующую атмосферу.
Конфа оставила двойственное ощущение: с одной стороны, настоящий человек, вот он, сидит за столиком, с другой стороны, перед ним будто стеклянная стена. БГ улыбался несколько отстраненно, будто наблюдал сидящих перед ним людей откуда-то издалека; отвечал на вопросы размытыми категориями, сознательно избегая любых четких формулировок. И у меня мелькнуло, ога, куда ж без)))), пародия на БГ в исполнении Марторосяна, когда ему накидывали слова, а он должен был вставить их в песню, но в рез-те вышло нечто совершенно самобытное. Воот. Очень точно. Т.е. по совместному впечатлению от наблюдения за ним, ему действительно не суть важно, что из его творчества поймут, он делает музыку/пишет тексты глубоко для себя. И исполняет, похоже, тоже.
- Вы сегодня играли в постоянном составе?
- В этом мире нет ничего постоянного.
…
- Какая из молодых групп вам понравилась?
- Это будет реклама, нет, я не могу сказать) Поживем, увидим.
…
- Вы ездили в Израиль венчаться с женой?
- Вы меня с Пугачевой перепутали? /раздражился и дальше все ответы комкал еще больше/
- А как было у вас?
- Я больше скажу – у нас до сих пор есть.)
…
- Почему Вы именно эти песни выбрали для исполнения?
- Если бы мы играли песни с последнего альбома, зрители бы потеряли сознание.
…
- Некоторые слушатели воспринимают ваши песни как мантры..
- Все песни – мантры.
…
- Вы общаетесь с кем-то из выступающих на фестивале?
- Нет, сижу в келье и вообще ни с кем не разговариваю. /гы)/
* Ария с традиционным для фестивалей набором убойных хитов [«Этот парень был из тех», «Улица роз», «Герой асфальта»] В общем, ясно. До конфы я не дополз.
* Чиж и Ко с Кеном Хэнсли. Великолепные гитарные рифы олдскульного рокера Чигракова вписались в атмосферу феста, как нельзя лучше. Прозвучали всем знакомые «Хучи-хучи мен», «Напишу-ка я песню», «Фантом», «Молодость» и несколько песен Хенсли [Uriah Heep - клавишник, вокалист, временами гитарист, автор большинства песен] с группой «Чиж и Ко».
Конфа отличная, во многом благодаря Кену. Шестидесятитрехлетний музыкант с удовольствием общался, рассказывал, как ему понравилось выступать [«Очень нравится выступать на фестивалях, это насыщает духовной энергией»], а также выразил мнение о российских музыкантах: «Музыканты точно играют, но им необходимо иногда разрушать законы. В рок-н-ролле нет законов, кроме тех, что мы создаем сами».
На конферансе принял караул «Квартет – И» и стали заметно веселее проходить перерывы. Ребята развлекали толпу песнями собственного сочинения и исполнения, поливались со сцены водой и всячески балагурили на тему и без.
* Воскресение Исполняли милое старьё: «Кто виноват», «По дороге разочарований» etc.
Алексей Романов:
/о публике/ «Молодые, веселые, не пьяны и не обдолбанные»
/юбилейный тур, 30 лет группе/ «Мы просто решили все концерты в этом году считать юбилейными, и последующие - тоже»))
* ДДТ тоже традиционный набор песен, хотя, скорее всего, это мне так кажется после «Нашествия – 08». Подача несколько иная и была совершенно новая песня, т.к ДДТ пишут новый альбом и в процессе сочинения обкатывают новые вещи. Как всегда, могу отметить высокий профессионализм и сыгранность музыкантов, многим командам того не хватает.
До конфы я почему-то не дошел, возможно, переклинило и забыл(.
* Бутусов, Ю-Питер и симф.оркестр – а точнее, скрипичная секция. Это волшебно! Пожалуй, слишком экспериментально для такой громадной площадки, т.к. полоценную звукопередачу обеспечить не удалось – как я понял по жалобам зрителей с поля, плохо слышно было даже Вячеслава, не то что акустические скрипки без нормальных звукоснимателей. И все-таки «На берегу очень быстрой реки», «Крылья», «Я хочу быть с тобой» невероятно свежо воспринимаются. Ну и на сладенькое - «Ален Делон» и «Скованные одной цепью» на полной электрике. Ыы! Особенно мило смотрелись скрипачки и их дирижер, сдержанно колбасившиеся на сцене))
Опять-таки до конфы не дошел, на этот раз точно знаю почему, ждал:
* «Сплин»!!! Саша был в прекрасном настроении и это было видно сразу. Играли так динамично, аж между песнями ни секундочки не выдыхали. Васильев жонглировал гитарами, улыбался, вставлял импровизационные кусочки в тексты и откровенно балдел от звука. А мне есть с чем сравнить – все 15 минут «Н-08» он дергался и настраивал что-то с техниками, и не нравилось ему это ужжжасно.((
Играли: Гни свою линию/Матч/Скажи[с приветом из СПб))]/орбит без сахара/выхода нет/новые люди/сердце/сидели и курили.
Конфаа!
Прибежал. И что самое интересное – отношение к артисту сразу читается по поведению журналистов, к кому-то приходила пара человек от силы, к кому-то приходили многие, но рассаживались на стульчики и вальяжно ждали окончания, а к некоторым так и тянулись поближе. Когда он пришел, только два передних ряда остались сидеть, остальные повскакивали и между стульями выстроились стеной. Он сначала сел, а потом, пробормотав что-то вроде «раз вы стоите», встал, и отвечал на вопросы нагибаясь низко к микрофону. Спрашивали что-то банальное, как публика, как настроение, я залип) и мало что запомнил:
- группу «Сплин» коснулся кризис?
- У меня был бы кризис, если бы я не мог писать новые песни.
…
- Почему питерский рок-клуб такой сильный?
- Питерские группы всегда лучшие. Санкт-Петербург - особенный город, он входит в РФ, но российским городом не является, поэтому у многих, особенно приезжих, часто сносит крышу.. И да, я забыл о чём вы спрашивали, жара))
...
Хвалил звук и организаторов, мое предположение оправдалось).
И – обещал новый альбом к 3 октября!
И быстро-быстро убежал, потом сказали – группа сразу уехала.
* КиШ - не ходил, сидел в теньке, обмахиваясь блокнотом. Но судя по звукам, тоже играли старые хиты: Куклу колдуна, Лесника, Анархиста и др. Горшенева на конфе слушал из-за стены, показался нервный товарищ.
* Агата Кристи Агатушка, лапочки мои. Блин, я все еще не верю, что «Постскриптум».
* Апокалиптика - горячие финские виолончели. Классно. Очень смутно слышал их раньше. Убедился, что их мало слышать – непременно нужно ещё и видеть. Харизматичная четверка – три виолончеолиста и ударник, зажигательные, безумно обаятельные, раскованные и активные в плане общения с публикой.
* Алиса Кинчев - как всегда, т.е. – великолепен. Подобные площадки – самый подходящий плацдарм под живое выступление «Алисы», закрытые помещения должно взрывать в клочья от энергетики. Вот не слушаю их музыку, а от зрелища оторваться не могу.
Идеальный финальный аккорд всего действа.
И салют!!!
В целом по фестивалю, я бы сказал, что "Рок над Волгой" это уменьшенная и улучшенная копия Нашествия при таком же шикарном составе исполнителей и с бесплатным входом. Улучшенная в плане орг.вопросов, целый день без накладок, всё четко. Музыканты в один голос нахваливали звук. По бытовым условиям на поле что-либо сказать трудно, ибо я под видом мажора тусил в техзоне, где численность посетителей порядка на три меньше объявленных 130 тысяч слушателей.
Ну, и один минус - наши автобусы отогнали на стоянку за километр от поля и на болящих ногах ночью по трехурневым развязкам в темноте было очень прикольно их искать.
P.S. Моё личное маленькое ня. Пресс-центром руководила и вела конференции очаровательная девушка Ксения. Хорошо вела, с юмором. И я всё слушал-слушал, не мог понять, откуда её знаю. Потом услышал фамилию и опять ни ума. И только в самом конце, когда шатер уже опустел и она проходила мимо с пластиковой кружечкой кофе, а я задумчиво тупил ей в спину - вспомнил! Ксения Маренникова, я ж много раз читал её стихи и слушал в передачах по радио. И самое смешное - вот в этот момент мне захотелось с ней сфотографироваться. Ни с кем из артистов не хотелось, и за автографами я не ломился, как многие делали, а мне казалось как-то нелепо, неуместно, вымороченная ситуация - мне в такой момент хочется сказать "Мне ничего не надо, можно я рядом постою минутку". Но, конечно, я не стал кричать, она ушла. Приятно было увидеть.
UPD:
Вася машет флагом:
Таня выступает
Таня дает интервью
Солнце светит, Саша поет.
Саша сел.
Саша рассказывает про стихотворный размер.
Саша отвечает на многие и многие вопросы=)
Вованычи))
Шахрин и БГ
Слава поет скрипачи
Финны жгут!
UPD2: Прилизанный отчёт для фансайта=)) С хорошими фото!!!
http://fanlife.ru/reviews/view/1116